Доступная среда

 

Паспорт доступности МБДОУ № 17


О наличии оборудованных учебных кабинетах; объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В ДОУ имеется 2 групповых ячейки куда входят: игровая, спальня, приемная комната (раздевалка), санитарно-гигиенический блок. Организация предметно — пространственной среды групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, используется мягкая мебель и т.д. Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее.

Специально оборудованных учебных кабинетов нет.


Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Помещений, приспособленных для проведения практических занятий с детьми инвалидами нет.Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) может быть использован музыкальный зал.


О библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Отдельной библиотеки в ДОУ нет. В методическом кабинете собраны: библиотека педагогической, методической и детской литературы; библиотека периодических изданий; документация по содержанию воспитательно-образовательной  работы; опыт работы педагогов; банк мультимедийных презентаций.

В ДОУ библиотеки, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ОВЗ нет.


Об объектах спорта, приспособленных для для использования для детей инвалидов и детей с ОВЗ 

На территории ДОУ 2 прогулочные площадки. В каждой возрастной группе созданы физкультурные уголки с необходимыми спортивными атрибутами для проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр, зарядки после сна, физкультурных развлечений. Специального оборудования и инвентаря, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ нет. Объектов спорта специально приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ нет.


О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ 

Средства обучения и воспитания, используемые для осуществления образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ как совокупность учебно-методических, материальных, игровых, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Все пространство помещений предназначенных для детского контингента доступно детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Игрушки, дидактический материал, игры для поддержания и развития игровой деятельности располагаются в поле зрения и восприятия ребенка (по высоте — на расстоянии вытянутой руки ребенка). Это дает возможность ребенку, даже с ОВЗ самостоятельно подбирать необходимые для выбранной им деятельности предметы.

Специализированных средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ нет.


Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Доступ на территорию, в здание, к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету  оказывается силами сотрудников организации (предоставление услуг ассистента (помощника). Порядок предоставления услуг ассистента (помощника).


О специальных условиях питания

В учреждении организовано сбалансированное 4-х разовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами САНПИН.

Специальных условий питания обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в учреждении не требуется, т.к. имеющиеся в ДОУ инвалиды и лица с ОВЗ не нуждаются в специальной диете. Прием пищи данной категорией детей осуществляется в общем порядке.


Специальные условия охраны здоровья

В соответствии со статьей 41 главы 4 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (В ред. От 28.06.2014) «Об образовании в Российской федерации» в учреждении создаются условия для охраны и укрепления здоровья воспитанников в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ:
— оказание первичной медико-санитарной помощи
— организация питания учащихся
— определение оптимальной учебной нагрузки, согласно СанПиН
— проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий
— пропаганда и обучение культурно-гигиеническим навыкам
— разработана адаптированная программа

Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется медицинской сестрой. В ДОУ оборудован медицинский блок.
Медицинский блок состоит из медицинского кабинета (прививочный), изолятора, туалета, коридора. Медицинский блок оснащен необходимым для медицинского обслуживания оборудованием: письменный стол, стулья,  шкаф для хранения медикаментов, манипуляционный столик, весы медицинские, ростомер, термометр медицинский, лотки, шпатели, кушетка для осмотра детей,  холодильник.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
— проведение профилактических осмотров;
— мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
— осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
— обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
— осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
— осуществление систематического контроля за выполнением санитарных норм и правил организации питания.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил. Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.
Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в Образовательную программу Учреждения.
Согласно СанПиН  разрабатывается:
— режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, самостоятельных игр, дневного сна.
— составляется график проведения НОД для каждой возрастной группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.
В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.
Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.

Наличие специальных условий охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ в ДОУ нет.


О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ не предусмотрен. Официальный сайт учреждения имеет версию «для слабовидящих».


Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ

Доступ к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен.


О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В нашем детском саду  имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: 1 мультимедийная установка  (проектор, экран, ноутбук), в музыкальном зале — музыкальный центр. Инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.


О наличии беспрепятственного доступа в общежитие, интернат:

Общежитие, интернат, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья отсутствует.


О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ не предусмотрено.


ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ОБ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей).

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья относятся такие граждане РФ, как глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с особенностями психофизического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе дети-инвалиды.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В детском саду создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательное учреждение, может быть также организовано образовательным учреждением на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей). Эти нормы согласуются с федеральными законами:

«О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ
«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст.12) № 122-ФЗ

Перед системой образования на сегодняшнем этапе стоит задача по созданию для каждого ребенка полноценных условий для получения образования, независимо от степени состояния его здоровья. И безусловно, внедрение нового образовательного стандарта для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья — это механизм, позволяющий реализовать конституционное право детей с особыми образовательными потребностями на качественное и доступное образование.


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧРЕЖДЕНИИ

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья — очень разнородная категория. В нее входят и дети, имеющие серьезные соматические заболевания, и дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, нарушения интеллекта, расстройства поведения. Каждый малыш в соответствии с «законом об образовании» имеет право на адекватное своим возможностям воспитание и обучение. При расстановке приоритетов в сфере образования одним из самых важных определила курс на сохранение здоровья детей. И на ступени дошкольного детства мы строим свою работу таким образом, чтобы максимально сохранить и укрепить здоровье дошкольников.

Задача педагогов так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому и речевому развитию.

Впервые о том, что ребенок нуждается в особых условиях для воспитания и обучения родители узнают очень часто только после обращения на ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум). Именно специалисты ПМПк определяют и дают рекомендации по его дальнейшему воспитанию и обучению. Именно на ПМПк родителям даются первичные рекомендации по обеспечению успешного воспитания в ДОУ.


ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Портал информационной и методической поддержки инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Ставропольского края «Учимся вместе»

Перейти на информационный портал «Учимся вместе»